Из Журнала «Индуизм Сегодня» Сатгуру Бодхинатха Вейлансвами (Перевод: Джейн Сривастава)
«Как управлять своей кармой»
Представление о карме распространилось за пределы азиатских религий, которые создали его, и стало центральным понятием сегодняшней йоги и движения «нью-эйдж». В сегодняшние дни карма регулярно упоминается по центральным американским телевизионным программам и в кинофильмах. В прошлом году, когда я обсуждал концепцию кармы с первокурсниками колледжа на Гаваях, один из студентов охарактеризовал карму, как : «что посеешь, то и пожнёшь», выразив таким образом закрепившееся за ней определение, данное современной культурой. К сожалению, большое число людей имеет, в лучшем случае, всего лишь ограниченное представление о карме, как об абстрактном принципе, не имеющем применения к своей жизни. Такое понимание сходно поведению студента, который выучил и понял все законы о здоровом питании и способен получить лучшие отметки по предмету, но который сам каждый день не питается здоровой пищей, т.е. знания студента не отразились на его собственном образе жизни. Наиболее эффективный подход к изучению кармы состоит из трёх частей:
Рассеивание всеобщих заблуждений о карме.
Получение правильного понимания основных концепций кармы.
Управление своей кармой в целях улучшения своих действий и поступков, достигаемое с помощью правильного понимания кармы.
Два заблуждения о карме
Вы, без сомнения, хотя бы несколько раз слышали наиболее популярное заблуждение о карме: «Ничего, кроме плохого, со мною не происходит. Видимо, это моя карма, и, даже тогда когда, когда я стараюсь вести себя лучше, мои старания ни к чему не приводят. Так зачем же мне пытаться сделать знгачимой свою жизнь, если мои старания не имеют смысла?»
Это заблуждение должно быть отвергнуто по двум важным причинам. Во-первых, любой может изменить свою карму, если он занимается эффективным управлением своей кармы. Во-вторых, поступки человека в этой жизни создают карму, с которой ему предстоит встретиться в последующих жизнях. Так почему же сознательно не употребить законы кармы в целях создания будущего, наполненного положительным, а не отрицательным жизненным опытом?
Второе общее заблуждение о том, что такое карма, которое вы также, наверное, слышали, выражается таким образом: «Моя жизнь находится в состоянии хаоса. В моей жизни всё плохо, и всё это началось три месяца назад, когда планета Сатурн вошла в созвездие Тельца и моя карма изменилась. Мне посоветовали, что если я смогу задобрить Сатурн, регулярно совершая обряд мольбы (сани пуджа), мои проблемы исчезнут. Поэтому, в настоящее время, вся моя религиозная жизнь сосредоточилась на достижении этой цели». Такой подход к понятию кармы ошибочен в том, что, хотя трудности с кармой, указанные астрологией, могут быть уменьшены, для достижения этой цели не достаточно заплатить пандиту за обряд «сани пуджа» и на этом остановиться. Когда человек сталкивается с тяжёлыми временами в жизни, он может смягчить такую карму благодаря своим собственным качествам, силе воли, преданности и пониманию, а не передачей ответственности другим.
Вторая причина, по которой это второе заблуждение должно быть отвергнуто заключается в том, что такое ошибочное понимание кармы приписывает причину наших проблем планете Сатурн, а не своим собственным прошлым поступкам. Это похоже на мольбу заключённого к охраннику, который просит выпустить его из камеры только потому, что ему не нравится сидеть в тюрьме, забыв о преступлении, которое он совершил, и из-за которого он попал в тюрьму. Ни планеты, ни действия других людей не определяют нашу карму.
Десять правильных определений
Первое: Карма означает действие или поступок.
Давайте начнём со значения самого слова «карма». Карма означает действие, или поступок (так же как во фразе «карма-йога» - союз посредством действия).
Второе: Закон кармы – это закон причинно-следственной связи.
Когда мы говорим о «законе кармы», мы имеем ввиду законы действия и противодействия, также называемые причинно-следственной связью. Закон кармы диктует, что в этой, или будущей жизни, мы будем пожинать плоды урожая, которые сами посеем. Таким образом, благотворительные действия и поступки («пуньякарма» или «сукарма») принесут в ответ хорошие обратные действия, а эгоистичные, злобные действия («папакарма» или «кукарма») принесут страдания. Каждый поступок, который мы совершаем в жизни, каждое слово, которое мы произносим, и даже каждая мысль, которая возникает у нас в голове, принесут соответствующие результаты.
Третье: Карма – справедливая и самоуправляющая система.
Закон кармы – это божественная и самоуправляющая система правосудия, которая непроизвольно создаёт соответствующие будущие реакции на настоящие поступки. Однако, в отличии от государственной системы правосудия, которая наказывает проступки только тех, кто был пойман, судим и их вина была доказана, карма наказывает за проступки и награждает за хорошие дела, известны они или нет. Например, если человек ограбит банк и никогда не будет пойман, он останется ненаказанным государственной системой правосудия. Однако закон кармы не даст ему избежать ответственности за своё преступление. С другой стороны, регулярное, но анонимное пожертвование денег в благотворительную организацию будет вознаграждено, даже если имя того, кто сделал пожертвование не известно.